Цельная личность, фотограф с абсолютно четкой и определенной миссией, с уважением к жанру свадебной фотографии и самобытным северным обаянием – таким мы узнали Петра Карасева при личной встрече, о таких его гранях хотим рассказать. 

Успешный фотограф, желанный специалист на свадьбах, автор лучших разноплановых съемок – конечно, это все о нем. Но не об этом мы будем говорить в сегодняшнем интервью. Цельная личность, фотограф с абсолютно четкой и определенной миссией, с уважением к жанру свадебной фотографии и самобытным северным обаянием – таким мы узнали Петра Карасева при личной встрече, о таких его гранях хотим рассказать. 

Истинное чтение – это перечитывание, а лучший способ вникнуть в суть интервью, правильно услышать расставленные акценты – прослушать вновь аудиозапись. Прослушали (кстати, с большим удовольствием), прониклись и готовы поделиться с вами.

 

– Петр, ты в нашем городе впервые?

– Нет. В Омске был уже несколько раз, приезжал с мастер-классами, знаком со многими фотографами – Димой Бабенко, Лешей Беловым, Виталием Агабабяном! Ну и с городом в целом знаком.

 

– Отлично! К омским свадебным фотографиям и фотографам вернемся позже, а пока такой вопрос: как ты думаешь, почему пары выбирают именно тебя?

– Мне кажется, что люди смотрят на мои фотографии и улыбаются. Я улыбаюсь сам, когда их вижу, обрабатываю, сидя за компьютером в лайтруме, – мне кажется, что делать счастливые фотографии – это самое главное, что я умею делать. Есть вещи, которые я делать не умею, например, фотографировать, как бросают букет, – у меня нет ни одной хорошей фотки этого момента. Я смотрю фото этого момента у других фотографов – они просто супер! Но у меня не получается. А есть вещи, которые «мои»: например, я легко считываю эмоции людей и в жизни, и на фото, и мне легко увидеть «тот самый» момент, и тогда я делаю фото, от которого невозможно не улыбнуться, – мне кажется, это и есть моя сильная сторона. 

 

– Это продуманная фотография, а не случайно получившаяся?

– По-разному: иногда бывает так, что люди в свадебный день напряжены и даже утомлены, а потом они посмотрели друг на друга, и произошел момент – да, это произошло случайно, но этот же момент можно и срежиссировать – и это делать я тоже умею.

 

– Момент надо поймать или создать?

– И то, и то. Если ты создал момент, но не успел снять, то это не имеет смысла, и наоборот. Так что важно успеть и уметь все.

 

– Есть ли обязательные свадебные кадры для тебя: определенные позы, ракурсы, композиция? 

– Знаете, да! Это удивительно, на самом деле. Раньше я так не думал. Раньше я думал, что такие позы – одни и те же, шаблонные – это ошибка, но прошло время, и я понял, что есть такие позы, которые отличают свадебный жанр от fashion, семейной или арт-фотографии, то есть ты смотришь и понимаешь – это свадебная фотография. И это не просто наличие белого платья у невесты и костюма у жениха – это взаимодействие друг с другом, то, как они обнялись – обнялись по-особенному – эта особенность и придает «свадебность». Как в фуд-фотографии: знаете, есть специальная палочка для меда, которая не несет никакой функции (ею не едят, не накладывают мед), кроме «распознавательной»: если она рядом с банкой с желтой субстанцией, значит, перед нами мед, а не масло, пиво или фурацилин. Точно так же и со свадебной фотографией: у нее есть четкие индикаторы, и это действительно определенные позы и ракурсы – их надо знать, видеть и правильно улавливать. Если посмотреть на фото хороших мастеров, то там очень похожие позы, всегда, они и создают ощущение «свадебности». Но, конечно, эти кадры из «обязательной программы» нисколько не исключают импровизации во время съемки и индивидуального подхода в работе с каждой парой.

 

Я делаю фото, которые вызывают улыбку.

 

– Нам часто присылают свадебные фотографии, где в центре внимания невеста. Понятно, что это ее день, но когда 60–70 процентов фото посвящено ей и даже не всегда есть жених, мама, папа, родственники, это смотрится странно. Ты с таким сталкивался? И если да, то убеждал невесту в необходимости семейной хроники?

– Фотографии невесты обязательно должны быть, без этого невозможно отдать материал: невеста крупным планом, в три четверти, даже сзади (ведь у нее красивая прическа, детали), поясной портрет, в полный рост (ни одного сантиметра платья не должно быть «срезано») – этого достаточно, все остальное время стоит уделить съемке с женихом или с родителями, гостями, чтобы было видно общение, взаимодействие между людьми. Но я понимаю, откуда берутся эти фото, на которых много невесты и нет жениха; даже за рубежом – хотя мы привыкли думать, что там в этом плане все хорошо, есть женихи, которые не любят фотографироваться, категорически отказываются, а есть просто не очень фотогеничные, так и появляются фото без жениха. Но для меня это неприемлемо, я считаю, что должен действовать иначе. Надо найти подход, сделать фото и с женихом, и с родными, которые пара сможет пересмотреть и через 20 лет, вспомнить, как все было в день свадьбы. На свадьбе время идет быстро, его не так много, надо все успеть зафиксировать – одну невесту тоже, непременно, но не только ее одну (смеется). Чуть-чуть, но снять классно! К фото невесты я отношусь внимательно!

 

– То есть лучше меньше, да лучше! А сколько фото получают твои пары?

– Сложный вопрос. Все по-разному: у меня даже за час фотографии может получиться 300 фото, прихожу домой – и сам удивляюсь, откуда столько! А иногда за 10-часовую съемку – 500 фото, а однажды, наоборот, было 1700! В моем случае все зависит от гостей – если их много, то пока каждого сфотографируешь, как они общаются, обнимаются, веселятся – уже 250 фото. В среднем за 6–7 часов (в Питере это норма) съемки получается фотографий 500–600, но я не называю число снимков клиентам никогда.

 

– Пары не задают такой вопрос?

– Задают обязательно. И вот почему: для молодоженов работа фотографа чаще всего неосязаема, и для того, чтобы понять, за что именно они платят деньги, им надо как-то «конвертировать» потраченные средства хотя бы в количество часов или число полученных снимков. Но на самом деле ни время работы, ни количество фото прямого отношения к стоимости не имеют, хотя есть мировая практика расчета стоимости услуги по времени работы, но я считаю, что это ошибка, и работа фотографа должна стоить столько, сколько стоит, вне зависимости от продолжительности, формата и пр.

 

– Питерские пары отличаются от пар из других городов?

– Отличаются, но довольно сложно четко обозначить, чем именно. В основном причина в том, что пары из разных городов – это разный культурный слой, разные тренды, разные запросы. Люди в Питере могут желать того, что в других регионах пока не востребовано. Показателен пример Петропавловска-Камчатского: там очень большие сложности с Интернетом, он есть далеко не у всех, плюс очень медленный, и было такое чувство, что у людей представление о свадьбе на уровне 80-х годов, у них нет ни Ютуба, ни Гугла в таком открытом доступе, как мы привыкли. А на мой мастер-класс приглашали людей по радио и с помощью аудиорекламы в торговых центрах (смеется)! 

 

Я легко считываю эмоции людей и в жизни, и на фото, и мне легко увидеть «тот самый» момент, и тогда я делаю фото, от которого невозможно не улыбнуться, – мне кажется, это и есть моя сильная сторона.

 

– А как обычно строится дистанционная работа с парой из другого города?

– Это всегда предварительное общение по скайпу, кроме Петропавловска-Камчатского (смеется): нужно понять друг друга, настроиться. Плюс приезжаю в город заранее, встречаюсь с парой, и мы детально проговариваем тайминг, локации, пожелания.  

 

– Про свадебные команды в разных городах: можешь кого-то отметить, похвалить или поругать?

– Я довольно мало знаю о работе организаторов, банкетных менеджеров, технических специалистов (свет, звук). Снимал в разных городах и понял, что от самих молодоженов и гостей зависит 98 % успеха. Хорошо, когда 2 процента организованы супер, но главное, чтобы сами молодожены и гости хотели веселиться и наслаждаться свадьбой! 

 

– То есть ты не сильно зависишь от других специалистов?

– Да, главное, чтобы пара получала удовольствие, им должно быть кайфово. Все-таки у меня есть определенное реноме, и пары, которые зовут меня, – это определенный слой людей, которые ценят те же вещи, что и я, транслируя любовь к этим вещам в фото. Мои пары обычно правильно и внимательно подходят к выбору команды, площадки, деталей, возможно, именно поэтому каких-то фатальных ошибок я не встречаю.

 

– Просят сделать и/или обработать фото «как кто-то»?

– Я с таким не сталкивался в последнее время, да и вообще не припомню такого. У фотографов сейчас примерно один стиль – открытость, искренность, яркость эмоций, и это прекрасно. Молодожены хотят этого, и фотографы стараются предложить такой стиль, такое видение. Получается, что «обработка» как отличие одного фотографа от другого отходит на второй план, слава богу.

 

– Да, согласны, сегодня молодожены хотят светлых, воздушных, объемных фото. Возвращаясь к вопросу об омских работах, можно сказать, что преобладает темная гамма, насыщенные краски, драматизм и кинематографичность. Поэтому пары, которым это не близко, приглашают фотографов из других городов. В чем причина?

– Очень любопытно, но когда снимал в Омске свадьбу, то действительно – и это нисколько не шутка – фото получились не такими, как в Питере, другого цвета, присутствовал какой-то зеленоватый оттенок, как будто какой-то другой воздух. Я приехал домой – и мне пришлось много обрабатывать по цвету, хотя я обычно никогда этого не делаю. А еще, скорее всего, влияет среда: когда видишь вокруг себя все темное, не очень красивое (думаю, что не обижу вас, если скажу, что Омск – не самый красивый город России), то, что видим вокруг себя постоянно, мы начинаем воспринимать как норму. Но лично я за светлые фото, ощущение легкости очень важно. На темных фото есть кинематографичность и интенсивность, что, безусловно, увлекает, но, на мой взгляд, не подходит для свадьбы. В стиле файн-арт тоже не снимаю и в нем мало что понимаю, но мне кажется, что легкость в нем обманчивая, люди в нем слишком печальные и задумчивые.

– Ты радуешь клиентов очень быстрой отдаче фотографий (бывает, что прямо на следующий день!). Скажи, какая постобработка все-таки присутствует?

– Я скажу так: я ужасно, ужасно ленивый человек, страшно сказать, насколько ленивый! Больше всего на свете я ненавижу сидеть за компьютером и обрабатывать фото, лучше сидеть и смотреть кино – то есть так же сидеть за компьютером, но не работать (смеется). Изо всех сил стараюсь снимать так, чтобы не пришлось ничего дорабатывать. Я должен так сфотографировать, чтобы иметь возможность сразу отдать людям фото. Я пришел к этому не сразу, не сам и не случайно. Дело в том, что я снимал однажды свадьбу в Дагестане, приехал и встретился там с дагестанскими фотографами, они рассказали, как работают – ничего похожего на свадьбы Питера, Сибири, Урала! Очень много нового узнал. Одна из этих вещей заключается в том, что дагестанские женихи запрещают выкладывать фото, вообще! Свадьбы очень дорогие, это главное событие в жизни дагестанской семьи – красивые, роскошные невесты, невероятный декор, головокружительный размах и 1500 гостей! Получается много кадров невероятной красоты: от природы до деталей свадебного наряда. Но! Нельзя выкладывать фото! Часто фотографии изымаются в конце банкета, на флешке. 

 

– Получается, и обработка под запретом?

– Да, ведь нужно исключить момент попадания фото кому-либо, кроме заказчика. Конечно, когда появились фотоаппараты, у которых две флешки, стало легче (смеется). 

– Суть в том, что им нужно было снять сразу так, чтобы кадры были идеальны без обработки, – пока я не приехал в Дагестан, я такого не видел никогда и нигде: фото, как картины в музее, безупречны! И мне так понравилось! Я понял, что это круто – уметь так делать и что надо этому учиться – теперь я тоже так работаю.

 

Лично я за светлые фото, ощущение легкости очень важно.

 

– Значит, когда фотографируешь, думаешь о результате, а не хаотично снимаешь все подряд в надежде получить заветный кадр?

– Да, раньше снимал, как все – много и практически бездумно. Сейчас мне проще сразу сделать кадр правильно и продуманно, чем долго отбирать и обрабатывать огромную серию. Конечно, прямо сразу материал не отдаю, примерно через месяц-два, это связано с тем, что помимо свадеб у меня еще много съемок и бывает некогда даже просто записать фото на флешку, и все эти два месяца фотографии, уже давно готовые, лежат и ждут записи. 

 

– Если все это реально, то почему пары ждут по 6–8 месяцев свои фото от других фотографов?

– Фотографы не умеют снимать.

 

– Но хорошо обрабатывают? Поэтому так долго?

– Нет, не умеют, и поэтому все так долго… Ломают голову, какие же фото выбрать и что с ними делать, как довести ту «беду», которую они наснимали, до ума. Я не занимаюсь обработкой, которая требует больше, чем 1 секунда на фото – буквально подтянуть яркость и контраст, поэтому мне сложно представить, что именно можно так долго делать с фотографиями. 

 

– Какую часть твоего времени занимает обучение фотографов?

– Сейчас я от этого отошел, потому что понял: на эти тренинги уходило много времени, которое я мог потратить на работу, на саморазвитие. В то время, как учил других, практически не учился сам. Сейчас у меня стало много заказов, много творческих задач, мне это гораздо интереснее.

 

– В течение свадебного дня очень много решений приходится принимать?

– Естественно! Любая съемка – это процесс принятия решений: где снимать, какую оптику использовать. Плюс постоянное общение: где-то успокоить молодоженов, решить организационный вопрос (как перемещаться по городу, какой маршрут проложить и пр.).

 

– После такого насыщенного и длинного дня требуется восстановление?

– Нет! Когда-то давно я приходил на съемку, и у меня было два фотоаппарата Canon, все объективы, которые только можно (смеется), вспышки – это отнимало много физических сил, я приходил домой – и падал. Внутренне у меня было ощущение, что прошло классно, эмоциональный подъем, но физическая усталость все перечеркивала. Сейчас я перешел на более компактную и легкую технику, теперь я не устаю на свадьбе, просто снимаю 7–9–12 часов, прихожу домой и готов идти дальше веселиться.

 

– Если не фото, то чем хотел бы заниматься?

– Если бы не фото, то мог бы быть шоуменом или ивентором. Шоу-бизнес – это мое, в принципе я и сейчас занимаюсь шоу-бизнесом, потому что свадебное фото – это не сидение за компьютером и обработка, а создание медиапродукта, медиаконтента, который включает в себя не только фото на флешке, но и ощущение, настроение. Я часто выступаю как организатор на свадьбе – разруливаю сложные вопросы, слежу за тем, чтобы все исполнялось. 

– Послушаешь, так все берут на себя функции организатора – и ведущий, и фотограф!

– И шофер тоже (смеется)! На самом деле из всех перечисленных только фотограф (смеется)! Он с парой все время, каждую секунду свадебного дня. Я не преуменьшаю заслуги шофера или ведущего, но на долю фотографа на свадьбе выпадает намного больше общения с парой и намного больше участия в решении их проблем. 

 

– А видеооператору? 

– Я снял несколько свадеб как видеооператор, и могу сказать, что им проще снимать, чем фотографам. При фотосъемке каждый кадр должен быть идеальным и завершенным. Видеооператорам проще – высокое ISO большого значения не имеет, чем более зажатая диафрагма, тем лучше, все снимается в движении. Но это только в сам свадебный день. Потом, после свадьбы, фотографам становится проще, а «видикам» тяжелее, потому что монтаж видеоклипа или фильма – это адская работа. Если я снимаю вместе с видеографом, то всегда отдаю ему приоритет при работе с парой, потому что свои фото я сделаю в любом случае и мне не надо будет потом 6 месяцев монтировать фильм. 

 

От молодоженов и гостей зависит 98 % успеха свадьбы.

 

– Ты занимаешься разными видами съемки. Пойти на свадьбу или фуд-съемку, что приятнее/интереснее?

– На самом деле, хоть и занимаюсь другими видами съемки, свадебные фотографии очень люблю – в них есть человеческое взаимодействие, люди взволнованные, для них этот день особенный, все гости, родители, дети находятся в предвкушении – это создает атмосферу, в которой находиться просто классно! Столько искренних эмоций, это круто. Другие виды съемки, скажем так, более интровертные, более технические. Сидишь в комнатке, слушаешь музыку, ковыряешься со светом и картинками, других людей не видишь. А свадебная съемка – это человеческое общение, это очень в кайф!

 

 

  

 

peterkarasev.com

peterkarasev

ФОТОГРАФ Станислав Волков

ВИДЕОГРАФЫ KutuzovVideo